Реверберация - неотложный элемент каждого микса. Но при неправильном использовании она способна "испачкать" микс или как минимум не донести вашу идею правильно. Чтобы этого не случилось, разберем пять основных ошибок в работе с этим эффектом.

Используете буквально на каждом звуке

Реверберация конечно же сразу придает характера и глубины звуку, и есть соблазн украсить каждый элемент микса. Но суть в том, что кроме украшения звука реверберация еще и субъективно отдаляет источник звука. Больше или меньше - но этот этот эффект сразу проявляется, как только вы включили ревербератор. В то время как в каждом профессиональном миксе всегда есть контраст. То есть одни звуки субъективно ближе, другие дальше.
Как добиться этого?
Да элементарно - примените реверб только к части элементов. К тем, которым без реверба никак. Остальные оставьте 100% сухими - пусть себе звучат "прямо в лицо". Сразу получите более чистый микс с явно слышимым контрастом звуковых планов.

Накручиваете слишком много

Конечно же хочется, чтобы красоты реверба были отчетливо слышны. Но если реверберация не является основным элементом саунд дизайна в вашем треке (как например длинные жирные "хвосты" в эмбиент жанрах) - пусть присутствует в небольшом количестве. Как специи в блюде! В звукосведении многие обработки работают по принципу "обработка не слышна, пока ее не отключил". Не нужно, чтобы реверберация прямо явно слышалась везде - иначе микс превратится в неразборчивое месиво. Попробуйте сделать посыл на канал ревербератора например -20 дБ. А теперь включите и отключите его несколько раз. Даже когда все инструменты микса играют все вместе, появление и исчезновение эффекта будет очевидным!

Неиспользование функции пре-дилей

Практически в каждом плагине-ревербераторе есть эта опция. Суть ее в чем? Устанавливая задержку в миллисекундах, вы делаете так, что "хвост" реверберации появляется не моментально, а с некоторой задержкой после "сухого" источника. Таким образом наше ухо успевает уловить "чистый" звук и потом уже собственно реверберацию. Такое разделение во времени дает нам субъективно более чистое звучание эффекта в миксе.

реверберация при сведении

Не адаптируете время затухания к ритму

Здесь все просто - чем медленнее темп песни и длиннее паузы между звуками, тем более длинная реверберация нужна. Например Рабочий барабан/Клэп в эмбиент треке. Естественно ему нужен длинный "хвост", который заполнит пространство от удара до удара.
И наоборот - при быстром темпе, частых ударах с кучей мелких сбивок длинная реверберация просто не успеет затухать между ударами и привнесет грязь.

И наконец...

Забыли, что кроме реверба есть еще дилей

Да-да! Дилей - это ведь тоже пространственных эффект, и есть немало случаев, когда он сработает намного лучше реверберации. Потому что ощущение глобальности, глубины звучания придает, при этом забирает гораздо меньше пространства микса. А значит и звучит чище. Пример? Пожалуйста - в хард-рок миксах, когда ритм-гитары образуют стену звука, на соло-гитаре дилей сработает намного лучше реверберации. Ощущение пространства даст однозначно, и при этом не будет замазывать ритм партии.
В плотных, насыщенных партиями аранжировках я бы рекомендовал начинать пространственную обработку именно с дилея.

сведение с реверберацией