Привет!
Сегодня я хотел бы поговорить о такой популярной теме, как обработка мастер канала при сведении. Ходит масса споров – нужно ли обрабатывать мастер шину, как сильно, на каком этапе микса и тд.
На самом деле все просто. Есть всего три принципа, которых нужно придерживаться.

Первый.
Цепочка эффектов на мастер канале должна быть как можно проще. В идеале достаточно максимайзера и эквалайзера, обрезающего лишние низа в сайд канале микса. Все!
Конечно же есть масса ситуаций, когда легкая эквализация, сатурация или компрессия мастер шины помогают быстрее (проще) получить нужное звучание.
Но не нужно применять их только потому, что об этом все говорят. Если на мастере (всего) лишь максимайзер и звуком вы полностью довольны – значит все отлично!

Вот послушайте мой недавний микс.
Звучит абсолютно сбалансировано и склеено – не так ли? Посмотрим на цепочку эффектов мастер шины – здесь лишь немного эквализации и максимайзер и все! Зачем усложнять, если этой простейшей обработки вполне достаточно?

Второй принцип.
Обработка мастер канала не должна быть стартовой точкой сведения. Что это значит? Допустим в начале работы вы слышите муть, конфликты инструментов, недостаточную склеенность звуков.

Бессмысленно обрабатывать мастер – вырезать какие-то частоты, применять многополосную компрессию и что-то еще.
Тем самым вы обрабатываете и звуки, которым эта обработка нужна, и те которые не нуждаются в ней.
Вместо этого лучше проработайте каждый отдельный звук, чтобы он занял свое место в миксе. И только после этого можете немного поработать с мастер шиной, чтобы навести финальный блеск.

Послушаем пример. Трек звучит мутно из-за обилия средних частот, все инструменты толпятся в одном частотном диапазоне. Попробуем исправить проблему обработкой мастер канала – вырежем лишнюю середину и поднимем верха. В итоге ничего хорошего. Трек сразу зазвучал резко и пусто в средних. Вместо одной проблемы появилась другая. Теперь включим обработки отдельных звуков. Однозначно микс зазвучал сбалансировано и приятно!

И третий принцип.
Каждая из обработок должна быть незначительной. То есть должна добавлять совсем немного. Почему? По той же причине, о которой говорил выше – кардинальная обработка мастер канала затрагивает все инструменты сразу и может нарушить баланс микса.

Послушаем тот же трек.
Он уже звучит вполне приятно. Теперь включим обработки.
Как видите, я использовал совсем чуть-чуть сатурации, уплотнил верхнюю середину и добавил легчайшую эквализацию. С ними трек звучит окончательно отполированным. Но если выключить их – нет ощущения, что все развалилось. Звучит все по-прежнему хорошо. Обработка мастер канала стала вишенкой на торте, но никак не основным элементом!